Римская культура
Римская культура изучена гораздо лучше, чем культуры остальных известных нам древних цивилизаций. Культурное наследие, оставленное римлянами очень обширно – древнеримские города и поселения можно обнаружить далеко за пределами Италии. Руины римских городов находятся в северной Африке (Тунис, Алжир, Марокко), Турции, Израиле.
Общественные и культовые римские постройки отличались масштабностью и были способны вместить большое количество людей: колоссальные амфитеатры, рассчитанные на десятки тысяч зрителей, храмовые комплексы, термы. Революционным шагом в римской архитектуре стало широкое применение бетона – сочетание каменных колонн и бетонных сводов позволило создавать большие пространства, в которых не было внутренних несущих стен. Именно по такому принципу сооружались капитолии, начиная от Капитолия, который находится в Риме, заканчивая подобными сооружениями в других уголках Римской империи, например, Капитолий в Тигмаде (северная Африка).
Поверхность бетона, как известно, имеет довольно неприглядный вид. Поэтому бетонные поверхности отделывались мозаичными панно или росписями-фресками. Во многих археологических музеях мира хранятся фрагменты римских мозаик, на которых изображены мифологические сюжеты, сцены из жизни героев, жанровые сцены. На мозаичном панно «Укротители лошадей», которое хранится в археологическом музее Сусса, изображены объездчики, которые укрощают четырех бешено мчащихся лошадей. Люди на панно несоразмерно большие по отношению к лошадям. Но это не ошибка античного мастера, а лишь художественный прием, который подчеркивает превосходство человека над животными. Один из распространенных сюжетов римских мозаик – «Триумф Нептуна». Такие мозаики были найдены при раскопках Тигмада, Гадрумета, Утики. Нептун стоит на лодке или колеснице, которую влекут мифические морские животные гипокампы (полулошади-полурыбы).
Находок, относящихся к римской живописи, очень мало. В основном это части настенных росписей, большинство из которых были обнаружены при раскопках римских городов, погибших во время извержения Везувия – Помпей и Геркуланума.
Искусствоведы до сих пор спорят о том, существует ли такое явление как «римская скульптура». Ведь большинство римских скульптур являются либо копиями греческих классических образцов, либо подражаниями, в которых явственно просматриваются греческие каноны. Впрочем, по мере отдаления от центра римской империи, найденные на раскопках портретные бюсты сильно отличаются от римских (греческих) эталонов. В этом отношении очень интересен бюст царицы Клеопатры, который хранится в Шершельском музее (Алжир). Изображение лица царицы лишено того величественного достоинства, которое присуще портретам высокопоставленных и царственных особ. На нем ясно отображаются все отрицательные черты Клеопатры – непомерная властность, жестокость и коварство.
Исследователи отмечают несколько этапов развития древнеримской литературы. Первые произведения римской литературы были либо переводами греческих произведений на латынь, либо подражаниями греческим образцам. Римские трагедии и комедии так и не обрели своих характерных черт: структура и композиция произведений, сюжеты, слог полностью соответствовали греческим канонам. К истинно римскому жанру можно отнести сатуры (или сатиры) – небольшие поэтические произведения, которые в острой форме высмеивали общественные недостатки.