Продолжение большого путешествия
В 4 утра мы были как штык в лобби отеля, но гид где-то задерживался. Шеф объяснил нам, что плюс минус полчаса здесь за опоздание не считается. Мы послушно задремали в креслах. Наш гид явился через 25 минут и постарался за счёт личного обаяния скрасить неблагоприятное первое впечатление.
Мы загрузились в комфортабельный микроавтобус, было ещё темно, но мы не скучали - Махмуд – выпускник Киевского университета – прекрасно говорил по-русски и, не дожидаясь вопросов, непрерывно делился с нами информацией.
- Меня часто спрашивают, почему на севере Африки живут не чернокожие, а арабы. Отвечаю – уже 3 тысячи лет назад здесь жили берберы. Потом пришли финикийцы и построили Карфаген. Это не понравилось римлянам, и Карфаген был разрушен. Следующими после римлян пришли барбары, не путать с берберами.
- Ага, он имеет в виду варваров, то есть вандалов,- сквозь сон подумал я.
- Их прогнали византийцы, которые принесли христианство.
Пришедшие вслед арабы принесли мусульманство. Ещё были здесь турки и испанцы. В результате – получилась такая национальность – тунисец, - с гордостью заключил Махмуд. - Последними здесь были французы – от них нам остался язык и любовь к красивой жизни.
Из того, что он нам рассказал, мне запомнилось то, как устроена в Тунисе система образования. Сначала для всех обязательная шестилетняя школа (на французском и арабском), потом лицей с гуманитарной или колледж с технической специализацией. Всего в сумме 13 лет. И все бесплатно!
Чтобы попасть в институт, надо выдержать конкурс. Зато потом государство оплачивает студентам не только обучение, но и проживание, проезд и питание. И, в дополнение ко всему - платит небольшую стипендию. Условия просто тепличные, по сравнению с нашей страной, например.
Сахара для нас началась с пальмовых рощ, разбавленных гранатовыми деревьями, усыпанными красными мячиками плодов. Это был как раз период практически созревших фиников – тяжёлые плодовые кисти были почти везде укутаны сеткой, защищающий урожай от прожорливых дроздов. Мы остановились на летучем базарчике и купили одну такую кисть на всех – Махмуд выбрал для нас нилучшую, и помог сторговаться. Розы пустыни, которые, мне очень понравились, покупать не разрешил.
- Вы едете как раз туда, где они произрастают, - пообещал он.
В городе Эль-Джем на нас произвёл впечатление Колизей, построенный римлянами в 3-м веке новой эры.
- Почти наверняка вы видели его в кино. Здесь часто снимают фильмы о боях гладиаторов. В Риме, видимо, это обходится намного дороже.
Колизей был огромным и изрядно развалившимся.
- Вы думаете, мы не следим за историческими памятниками? Просто он так никогда и не был достроен, - объяснил Махмуд.
- Вдруг им стало не до этого - для Римской империи уже тогда начались тяжёлые времена.
Ещё более интересными показались нам жилища троглодитов. Это их название наводит на ум что-то про кровожадных дикарей. На самом деле колоритные 2-3 этажные мазанки внутри напоминают чем-то украинские хатки – количество разных декоративных рушников местного разлива просто зашкаливало. Конечно, это было сделано специально для туристов, но Махмуд показал нам и настоящие жилые деревни со спутниковыми антеннами и автостоянками.
- Они живут не шикарно, но и не бедно. А в пустыню теперь ходят в основном, сопровождая туристов.
До Дузы мы добрались ближе к вечеру. Нас разместили в достаточно приличном отеле с бассейном на крыше, вода в котором была просто ледяная. Был и горячий душ, который можно было принять после бассейна. Ужин для нас уже готовился, судя по запаху жареного мяса.
Но оказалось, что культурная программа ещё не исчерпана - перед ужином мы отправлялись в первый раз в пустыню на верблюдах, чтобы увидеть закат!
Нам раздали полосатые хламиды, которые мы надели поверх своей одежды и платки, которые всем помог повязать Махмуд. И мы отправились к месту старта.
Дромадеры – одногорбые верблюды - спокойно лежали на песке и невозмутимо дали нам себя оседлать. Для меня был трудным только момент, когда верблюд быстро поднялся на ноги. Дальше – плывёшь себе на этом корабле пустыни и чувствуешь полный кайф!
Мы дошли до места с барханами, когда солнце, катилось к закату. Все разулись и сели прямо на песок. Перед тем, как солнце скрылось, пустыня вдруг расцветилась непонятно откуда взявшимися красками, и… сразу стало совершенно темно. Прогулка понравилось всем, кроме Фаины. Она даже обозвала своего симпатичного белого верблюда бешеной табуреткой.
Оказывается этот красавец, пытался переходить на бег, а подстилка на деревянном седле действительно тонкая и выполняет лишь декоративную функцию.