Фес продолжение путешествия
Стремительная комфортабельная электричка ранним утром доставила нас из Рабата в один из самых старых средневековых городов нашей планеты – Фес.
Точное время возникновения города – не известно. Основателем считается султан Мулай Идрис – сын дочери пророка Магомеда Фатимы. Есть легенда, что в 789-ом году султан собственноручно очертил это место золотой мотыгой – «фесом». А до этого здесь много веков бесславно разрушались остатки древней римской колонии.
Нас встретил Абдулла, телефон которого шеф вписал нам прямо в маршрут. Он учился когда-то в Харькове и прекрасно говорит по-русски. Без провожатого, как решило начальство, нам лучше не пытаться осмотреть здешнюю Медину. И мы погрузились в недра Фес-эль-Бали.
Для начала Абдулла вёл нас в знаменитые кожевенные мастерские, пользуясь только ему самому известными ориентирами. Улицы, по которым мы шли гуськом больше всего были похожи на очень глубокие траншеи в глине. Ни одного окна не выходило в эти полутёмные крытые тоннели – даже неба иногда не было видно. Чтобы пропустить гружёного двумя тюками ослика, нам пришлось буквально распластаться по одной из стен.
Это жилые дома. За всеми этими стенами живут потомственные мастера и торговцы. И не так уж плохо живут, уверяю вас, - Абдулла, без устали перебирая ногами, успевал комментировать маршрут.
Мы, полностью ему доверясь, смотрели в основном на дорогу и в спину впереди идущего. И вот выходим на залитую ярким солнцем площадку.
Wow! Огромная площадь заполнена каменными ячейками, облицованными светлой плиткой. А в них растворы разных цветов. Вне этих ячеек, похожих на соты, всюду лежат распластанные шкуры, разложенные на просушку. Отовсюду свисают яркие пасмы свежеокрашенной досыхающей шерсти.
А запах просто с ног сбивает! Если Абдулла хотел нас поразить, то ему это удалось!
За тысячу с лишним лет изменилось немногое. Сначала в ход идёт негашёная известь, чтобы очистить шкуры от остатков шерсти. Потом шкуры мокнут в концентрированном голубином помёте с солью для размягчения. Красители и дубильные вещества получают из растений и минералов. Но и химия тоже начинает появляться.
Мы посмотрели на процесс переноски шкур из одной ячейки в другую.
А в некоторых из ячеек по пояс в жидкости стоят дубильщики и разминают ногами шкуры.
- Ну, и работёнка! Добро пожаловать в ад!
- Они смазывают тело оливковым маслом, перед тем как погрузиться в раствор.
Помогает, конечно, слабо. А в ноздри закладывают тампоны с мятным экстрактом.
Возвращались мы через сук. Сначала шли через квартал ковроделов, его сменил обширный рынок гончарных изделий. Порхающие руки мастериц, ткущих ковры и без устали работающие гончарные круги. Воистину на это можно смотреть бесконечно! Правда, мы постарались быстрее пройти кузнечный ряд, где раздавались мощные удары и оказались в тихом и красивом ювелирном квартале.
О чём-то договорившись по мобильному телефону, Абдулла повёл нас в гости к знакомому ювелиру. Входим, открыв деревянную дверь, почти сливающуюся с глиняными стенами. И… попадаем в оазис. Просторный прямоугольный дворик с бассейном посредине, из которого фонтанирует несколько струй, красивые растения в огромных кадках, резные колонны, обрамляющие что-то похожее на террасу и широкая лестница, ведущая на второй этаж. Да, жилище ювелира выглядит очень презентабельно! Хозяин предложил нам сладости и мятный чай.
Небольшой отдых получился как раз к месту. Теперь мы должны осмотреть один из старейших университетов арабского востока. Он непрерывно выпускает студентов, начиная с 11 века.
По дороге туда мы зашли внутрь одной из мусульманских школ-медресе. Опять в центре бассейн с водой и фонтанчиками, а по бокам молельный зал, библиотека и учебные классы. Отделка мозаикой и решётчатыми вставками, прихотливая форма узких окон, изящные колонны. Ещё одно воплощение здешних представлений о красоте и гармонии.
Последней мы увидели Карауин – главную мечеть Феса. Это самая большая мечеть в Африке. Под её сводами легко помещаются 22тысячи человек. К ней относятся и университет с богатой библиотекой.